Оскорбления, наносимые при повторении Святого Имени

9c17e73c2217dbdbc1f3cff7cec

НЕКТАРНОЕ НАСЛЕДИЕ.
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

Регулярное повторение святого имени Кришны способно очень быстро привести нас к чистой любви к Богу; нам лишь следует освободиться от материальных желаний. Если же эти признаки совсем не проявляются или очень медленно, тогда здесь сам собой напрашивается вывод, что мы все еще совершаем оскорбления святого имени Господа.

 1. Поносить и критиковать преданных Господа, посвятивших свою жизнь распространению славы Святого Имени.
Преданный проповедует славу Святого имени безо всяких корыстных мотивов, чтобы дать возможность людям вернуться домой назад к Богу. Поскольку его намерения неотличны от намерений Святого имени, они очень дороги Ему. Поэтому, проявляя зависть к такому преданному, человек наносит оскорбление Святому имени. Даже если он замечает какие-либо несовершенства, которые преданный может допускать по неопытности, ему следует тщательно оберегать себя от критического умонастроения по отношению к нему. Если кто-то случайно оскорбит преданного, то ему следует немедленно искренне извиниться, и принести почтительные поклоны. В противоположность оскорблению преданных, мы можем посвятить свою жизнь служению Ваишнавам и прославлению их возвышенных качеств.Очень важно понимать, кто такой Вайшнав. Все качества Вайшнава, по которым его можно распознать делятся на две категории. К первой относится то, что Вайшнав принимает прибежище у Кришны. Это изначальное качество, характеризующее преданного. В различных ситуациях это качество проявляется по-разному — как смирение, эрудиция, серьезность, следование Вайшнавскому этикету, чистота, успехи в выполнении того или иного служения и т.д. Все это относится ко второй категории — пограничных проявлений. На начальных ступенях мы имеем тенденцию судить о человеке по его пограничным качествам. Но это ошибка, которая может стать роковой, если приведет квайшнава-апарадхе (оскорблению преданного). Поэтому лучше всего полностью оставить тенденцию судить и критиковать кого-либо вообще. Преданные не любят этим заниматься. Они с неохотой делают это, лишь если им поручают нести служение в качестве духовного авторитета — духовного учителя, проповедника или лидера того или иного объединения преданных.Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет, что существует четыре вида вайшнава-апарадхи:1) Критика за принадлежность к той или иной касте, или, в нашем случае, за низкое социальное положение, принадлежность к определенному полу, национальности, псхологическому типу, знаку зодиака и т.д. Все это материальные соображения, которые не имеют ничего общего с понятием «преданный».2) Критика за непреднамеренное случайное падение. Майа очень сильна. Даже Арджуна растерялся перед началом битвы на Курукшетре. Часто же Сам Кришна, преследуя какую-то цель, помещает преданного в затруднительную ситуацию — как правило, чтобы очистить его, испытать, или преподать урок другим. Если преданный случайно оступается, но затем, искренне раскаиваясь, поднимается и продолжает идти дальше по пути преданного служения, то он продолжает оставаться садху или святым. Это подтверждает Кришна в Бхагавад-гите.3) Критика за оставшиеся следы предыдущих грехов — такие как внешние физические изъяны тела, особенности поведения. Сюда же попадают ситуации, когда начинающий преданный еще не избавился от дурных привычек типа мясоедения или курения, но тем не менее искренне повторяет святые имена и работает над собой — так, что это просто вопрос времени.4) Критика за греховные поступки, совершенные до принятия прибежища у Кришны. Это вообще абсурд и проявление чистой зависти. Шрила Прабхупада называл это философией нагна-матрика-ньяйи, или «матери без одежды», идея которой состоит в том, что поскольку, будучи маленькой девочкой, мама ходила голышом, то и сейчас она тоже должна ходить без одежды. Приняв прибежище у Господа, человек дает обет больше не грешить и автоматически очищается ото всех последствий прошлых греховных поступков. Кришна лично очистит его от них, устроив тот или иной экзамен, а, может, и вообще все забудет.Как мы говорили выше, лучшей профилактикой от этой апарадхи является служение Вайшнавам - тогда на критику и оскорбления не будет ни вкуса, ни времени. «Получив посвящение у Ишвары Пури в Гайе, Господь Чайтанья вернулся в Маяпур совершенно другим человеком. Он больше не был высокомерным и гордым своими познаниями. Теперь, вкусив Кришна-прему, Господь Чайтанья проявлял подлинное смирение и почтение ко всем. Видя, насколько преобразился Господь, Адвайта Ачарья, Шриваса Тхакур и другие старшиеВайшавы очень обрадовались и дали свои благославения: «Мы желаем Тебе обрести чистую предснность Кришне».Господь Чайтанья ответил: «Поскольку вы преданные Кришны, вы наделены полномочиями одарить преданностью любого. Любой, кто будет служить вам, несомненно обретет преданность Кришне, поскольку Кришна проливает Свою милость на каждого, кто служит Его преданным.» Произнеся эти слова, Господь начал смиренно, энергично и с энтузиазмом служить всем преданным.

Господь Чайтанья стирал их одежду и аккуратно складывал их дхоти. Господь Чайтанья приветствовал всех преданных, почтительно сложив руки. Он совсем не стыдился служения. Все Вайшнавы, которые в действительности были Его слугами, пытались остановить Господа: «Остановись, что Ты делаешь, что Ты делаешь?» Таким образом каждый день Господь Чайтанья вел Себя как слуга Своих слуг. Что только не сделает Верховный Господь ради Своих слуг? Только ради того, чтобы служить им, Он забыл про Свое положение. Своим личным служениемВайшнавам, Господь Чайтанья подавал урок каждому: «Каждый, кто желает поклоняться Господу Кришне, должен сперва поклоняться Его дорогому святому слуге».А вот еще одна история из Чайтанья-бхагаваты, иллюстрирующая серьезность вайшнава-апарадхи. «Старший брат Господа Чайтаньи, Вишварупа, всегда проводил время с Адвайтой Ачарьей, вкушая нектар чистой преданности. Через несколько дней Вишварупа принялсанньясу и покинул дом. Хотя Шачи ничего не сказала, она сильно горевала и чувствовала, что это Адвайта побудил ее сына уйти. Когда Господь Чайтанься также начал проводить время с Адвайтой, Шачи расстроилась и стала говорить всем: «Этот Вайшнава - не Адвайта, Он Двайта-майа (лицемер), ибо Он забрал у меня одного сына, и теперь хочет повторить это еще раз».Хотя Господь Чайтанья раздавал экстатическуюКришна-прему всем Своим преданным, Он отказался дать е Своей собственной маме Шачи, поскольку она оскорбляла Адвайту. Следуя совету Гауры, Шачи освободилась от Вашнава-апарадхи, приняв пыль со стоп Адвайты. Под предлогом выговора Своей матери, Господь Чайтанья,шикша-гуру всех и каждого, всем преподал урок того, как важно избегатьВайшнава-апарадхи. Человека, который называет одного Вайшнавапродвинутым, а другого непродвинутым, может жить спокойно и счастливо сейчас, но как долго будет продолжаться это счастье и покой? Следует избегать человека, который оскорбляет Вайшнавов, даже если он обладает всеми другими достоинствами. Небольшое общение с оскорбителем приведет к падению.От Брахмы до травинки, все живые существа являются энергией Господа Кришны. Поэтому все шастры заявляют: «Господь Кришна очень гневается на того, кто поносит другое живое существо.» Если человек изучил четыре Веды, но оскорбляет других, он падет в ад и будет страдать там рождение за рождением. Грех оскорбления похищает весь разум и наполняет сердце страданием. Господь Чайтанья освобождает всех, за исключением тех, кто поносит Вайшнавов.Господь Чайтанья сказал: «Все живые существа в бесчисленных вселенных — Мои вечные слуги. Поэтому любое живое существо, которое причиняет вред или оскорбляет другое существо, обречено на погибель. Если санньяси будет поносить невинного человека, он падет и потеряет все свое благочестие.»Затем, воздев Свои золотые руки, Господь Чайтанья объявил всему миру: «Отказавшись от критики других, пожалуйста, все повторяйте Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе! Я лично освобожу каждого, кто не критикует других и хотя бы один раз произнесет: «Кришна!»" Услышав эти слова Господа Чайтаньи, преданные закричали: «Джая! Джая! Джая!»В Скагда-пуранеописывается шесть способов совершения вайшнава-апарадхи: «Глупец, который поносит Вайшнавов, отправляется на худшую из адских плаент вместе со многими поколениями своих предков. Тот, кто убивает преданного, а также кто поносит преданных, или завидует преданным, или не приносит поклоны преданным при встрече с ними, или тот, кто гневается на Вайшнава, или тот, кто не радуется при виде Вайшнава - эти шесть классов людей являются кандидатами падения на адские планеты».Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: «Лучший из людей считает себя ниже всех остальных. Почему кто-то должен лезть в недостатки других, если он не стремится анализировать свое собственное поведение? Даже мудрецы не могут понять поступки и слова Вайшнавов. Давайте не позволять вводить себя в заблуждение кажущемуся внешнему облику. Полагаясь на обманчивый внешний облик, многие принимают блестящий голыш за жемчужину, змею за веревку, дурное за хорошее.Когда вид недостатков в других начинают вводить Вас в заблуждение, Вы должны набраться терпения, обратиться вглубь себя и поискать недостатки в самом себе. Знайте, что другие не могут причинить Вам большего вреда, чем Вы сами.»

 2. Считать имена полубогов равными или независимыми от имени Господа Кришны.
Полубоги — это такие же обусловленные живые существа, как и мы с Вами, разве что более могущественные. Пока живое существо находится в одном теле, оно носит одно имя. Когда оно меняет тело, оно меняет и имя. Кришна же вечен и абсолютен, поэтому Его имя также вечно, абсолютно. Кришна сделал так, что Его имя неотлично от Него, поэтому, когда мы произносим Святое имя (без оскорблений), Сам Кришна начинает танцевать у нас на языке. По мере духовного продвижения мы начинаем осознавать это все больше и больше. Таким образом, если мы приравниваем имена полубогов или каких-то выдающихся людей, к имени Кришны, то этим мы бросаем вызов уникальнму положению Святого имени, и, следовательно, совершаем оскорбление. Вместо этого следует принять исключительное прибежище у Святого имени.

Хотя кто-то может подумать, что для российских преданных это не должно быть особо большой проблемой. Тем не менее такие проблемы периодически возникают. Одна из ситуаций, которые приводят к этому — это когда преданные едут в Индию в паломничество самостоятельно, вне ИСККОН. Очень часто после таких поездок они возвращаются с полной окрошкой в голове — из разных полубогов, мантртантр и т.д. То, что мы получили ясное понимание Ведической сиддханты - это уникальная милость Шрилы Прабхупады и ИСККОН. Это нельзя недооценивать. Вспомните, что в течение двух столетий лучшие умы Британской мысли пытались самостоятельно понять Ведическую культуру. Все, до чего они смогли додуматься — это определить индусов как исповедующих многобожие с окончательной целью, в лучшем случае, слияния с безличным Абсолютом.Другая более реальная проблема связана с услугами так называемых Ведических астрологов — как индусов, так и их последователей на Западе. Джьотиш или Ведическая астрология лежит в области карма-канды, ставя своей целью постепенно (пусть даже за несколько жизней) поднять людей до уровня мокши или освобождения. Как правило прописываемые астрологами в качестве «лекарственных» средств мантры,янтры, драгоценные камни — это формы поклонения полубогам. И даже если это мантры Кришны или Его аватар, то большинство астрологов относятся к ним наравне с мантрами полубогов: вайшнавам они рекомендуют однимантры, шиваитам другие, а шактам третьи. Это типичная очень распространенная в Индии форма имперсонализма, и подобные мантрыпредставляют из себя даже не нама-абхасу, а нама-апарадху. Шрила Прабхупада не давал нам никаких мантр кроме маха-мантры и мантрГосподу Нрисимхе, которому мы можем молиться о защите. Все остальные мантры автоматически включаются в них, и утверждения, что другие мантры »помогают» повторению Харе Кришна мантры - это просто обман, лишенный какой-либо авторитетной почвы.

 3. Пренебрегать наставлениями Духовного Учителя или считать его обычным человеком.
Кришна лично действует через Духовного Учителя, чтобы учить нас повторению Святого имени. Если обычный человек действует, руководствуясь собственным разумом, Духовный Учитель передает наставления Кришны без изменений и добавлений. Эти наставления предназначены, чтобы в конечном итоге помочь нам произносить Святое Имя без оскорблений. Таким образом, сознательно пренебрегая наставлениями Духовного Учителя и считая его обычным человеком, люди бросают вызов желанию Святого имени помочь им, и, следовательно, совершают оскорбление. Поэтому следует оказывать почтение Духовному Учителю как представителю Кришны, и с верой принимать его наставления. Следует стараться понять наставления Гуру, но даже если они пока не укладываются у нас в голове, принять их и стараться следовать им. Вообще, духовный учитель — это самый дорогой друг, и близкий человек, который вечно желает нам добра, и никогда не бросит нас, даже если мы его бросим. Это точно также, как Кришна, который является Сверхдушой или душой нашей души. Поэтому пренебрегать его наставлениями — это самая большая и грустная глупость, которую мы можем совершить по своему невежеству.В Шри Чайтанья-чаритамрите приводится история о Рамачандре Пури, ученике Мадхавендры Пури, который был «духовным дедушкой» Господа Чайтаньи. Когда Мадхавендра Пури оставлял тело, он испытывал огромную боль разлуки с Кришной (на самом деле, разлука с Кришной или Его преданными — это одна из тех причин, по которой оставляют тело преданные маха-бхагаваты) и восклицал: «О Кришна! Где Ты? Я так и не вижу Тебя!» Услышав эти слова своего духовного учителя, Рамачандра Пури подошел к нему и, считая себя находящимся на одном уровне, стал советовать ему сосредоточиться на безличном Абсолюте. Мадхавендра Пури немедленно прогнал его со словами, что если он будет видеть его лицо в момент смерти, то все его духовные достижения окажутся бесполезными. Отверженный духовным учителем, Рамачандра Пури превратился в окончательного майавади и кончил тем, что начал критиковать не только вайшнавов, но и Самого Господа Чайтанью.

 4. Критиковать Веды и литературу, следующую Ведической традиции.Вся Ведическая литература — это прославление Кришны и Его Святого имени. Окончательная цель всей Ведической литературы — побудить живое существо воспевать Святые имена. Поэтому критика любого раздела Вед или литературы, следующей Ведической традиции, а также коментариев ачарьев — это оскорбление Святого имени. Вместо этого следует проповедовать славу Шримад БхагаватамБхагавад-гиты и других Писаний. Из всех священных писаний, преданные следуют тем, которые явным образом провозглашают путь чистого преданного служения, но вместе с тем они почтительно относятся к другим шастрам, которые имеют своей целью также привести людей на путь преданного служения. Подробнее мы поговорим о Ведической литературе в одной из последующих глав.

 5. Считать славу воспевания Святого имени плодом воображения.
 История об Аджамиле.В Писаниях мы находим утверждения типа: «Один раз произнеся Святое имя без оскорблений, человек избавляется от последствий всех грехов, которые он уже совершил, и даже сможет совершить в будущем.» В отличие от проповедников других религиозных методов (например, описанных в разделах Вед карма-канда и гьяна-канда), которые сулят всевозможные земные и райские материальные блага или освобождение, проповедники Святого имени стремятся привести живые существа к чистой любви к Богу. Святое имя стоит в центре всей их жизни, и поэтому они не имеют ничего общего с материальными интересами людей, и сами не имеют материальных интересов. Им незачем придумывать сказки про Святое имя. Поэтому, скептически относясь к описаниям славы Святого имени, люди просто проявляют зависть к Нему и Его проповедникам. Вместо этого лучше просто смиренно проповедовать о славе Святого имени другим, ссылаясь на авторитет гуру, священных Писаний и возвышенных святых личностей.Могущество святого имени невозможно переоценить. В Шримад Бхагаватам рассказывается одна древняя история из Пуран. Давным давно жил в одном городе молодой человек по имени Аджамила. Он происходил из благочестивой брахманической семьи и был украшен всеми добродетельными качествами. Однажды, возвращаясь из леса с дровами для совершения жертвоприношения, он увидел, как прямо на глазах у всех какая-то женщина легкого поведения, не стесняясь, обхаживала своего клиента. Ум Аджамилы пришел в возбуждение, эта сцена глубоко запечатлилась в его памяти, и с этих пор он начал сильно меняться.Привлеченный этой женщиной, он сперва настоял на том, чтобы взять ее в дом в качестве служанки. Затем он оставил свою жену и родителей, и ушел жить к этой женщине. Для того, чтобы удовлетворять ее запросы, он начал прибегать к греховным способам зарабатывания денег — обману, воровству, грабежу и даже убийству людей. У них родилось много детей. Поскольку в юности Аджамила занимался преданным служением, то самого младшего, родившегося, когда Аджамила уже был в преклонном возрасте, он неосознанно назвал Нараяной. Аджамила был очень привязан к своему маленькому сыну. Садился ли он есть, или шел спать, он всегда звал своего сына: «Нараяна, иди ко мне!»И вот однажды, когда Аджамила лег спать, он неожиданно увидел, как к нему приближаются три устрашающего вида существа. Это были Ямадуты - посланники бога смерти, которые приходят, чтобы забирать грешников для наказания на адские планеты.Ямадуты обвязали тонкое тело Аджамилы своего рода веревками, и начали вытаскивать ее из тела. В ужасе, обращаясь к своему маленькому сыну, Аджамила закричал: «Нараяна!» И в тот же момент он увидел, как откуда-то появились три ослепительно сияющие личности с мечами в руках, которые немедленно остановили Ямадутов.В последующем диалогеВишнудуты объяснили Ямадутам, что, поскольку Аджамила на протяжении нескольких последних лет неосознанно повторял имя Нараяны, он очистился ото всех греховных реакций, и поэтому не подлежит наказанию Ямараджа. После того, как и Вишнудуты, и Ямадуты исчезли, Аджамила проснулся. Он вспомнил, как в юности занимался преданным служением. Немедленно он покинул дом, и отправился в Гималаи, постоянно повторяя святые имена Господа. Там он посвятил свою жизнь аскезам и преданному служению, и после оставления тела вернулся назад домой к Богу. Кстати, поэтому в Индии до сих пор сохранился традиция называть детей именами Господа.

 6. Давать собственные толкования Святому имени.
Кришна означает ‛Всепривлекающий», Рама — ‛Исполненный духовного блаженства», Харе — обращение к Шримати Радхарани, олицетворению преданного служения Господу. Также в Писаниях мы можем найти объяснения, дающие различные более тонкие оттенки значений этих имен. Если вместо того, чтобы принять их такими какие есть, люди начинают придумывать что-то свое (например, объясняя воздействие мантрыпринципами пранаямы), то тем самым они бросают вызов Святому имени и совершают оскорбление. Поэтому следует регулярно читать ‛Источник Вечного Наслаждения» и занимать свой ум памятованием чудесных имен, формы, качеств и игр Господа, такими, как они есть.

 7. Совершать греховные поступки в надежде на очищающую силу Святого имени.
Святое имя очищает нас от последствий бесчисленых грехов, совершенных нами в этой и прошлых жизнях. Более того, оно очищает нас от семян греховных желаний, хранящихся в наших сердцах. Но если человек думает: «О, у меня столько материальных привязанностей! Я не могу удержаться, чтобы не совершить этот греховный поступок. В конце коцов, я преданный и повторяю мантру. Поэтому Кришна меня простит,» — это становится самым отвратительным оскорблением Святого имени. Примечательно, Что Аджамила избавился от последствий своих ужасных грехов именно потому, что повторял имя Нараяны без оскорблений. Это было не чистое имя, анамабхаса, так как он имел в виду своего маленького сына, но именно это и избавило его от совершения седьмого оскорбления. У Аджамилы и в мыслях не было просить Господа Нараяну об избавлении от всех грехов, которые он продолжал совершать. Он вообще забыл о Господе.Наше положение иное. В отличие от Аджамилы, мы знаем о могуществе святого имени. Если у нас много материальных привязанностей, и мы иногда падаем, то нам следует быть готовыми принять все последствия таких поступков, искренне раскиваться и прилагать все усилия и просить Святое имя о помощи, чтобы впредь не повторять этого. Если мы примем такой подход, то, несомненно, Кришна очень скоро откликнется и поможет нам.

 8. Приравнивать воспевание Святого имени к мирской благочестивой деятельности (описанной в разделе Вед карма-канда).
Мирская благочестивая или даже религиозная деятельность ставит своей целью земные (в виде почета, престижа или удовлетворения чувства личной значимости) или райские материальные наслаждения (в следующей жизни). Сюда относится помощь бедным, открытие школ, больниц, поддержание семейных традиций, выполнение определенных ритуалов и обрядов, следование варнашраме и т.д. Все это, несомненно, похвально, и от такой деятельности не следует отказываться. Напротив, следует обратиться к старшим преданным, которые подскажут Вам, как сделать чистой и духовной, направив ее на удовлетворение Кришны, и избавившись от возможных нарушений принципов Сознания Кришны. Но если благочестивая деятельность носит материальные мотивы, то ставить ее на один уровень с воспеванием Святого имени, которое приносит плод в виде чистой, бескорыстной любви к Богу, — это вызов Святому имени, и, следовательно, оскорбление.

 9. Проповедовать неверующим о сокровенной славе Святого имени.
Человек, не имеющий достаточно веры в процесс преданного служения, и имеющий материалистичное сознание, скорее всего неправильно поймет, если Вы будете описывать ему игры Кришны с гопи или другие сложные или возвышенные аспекты философии Сознания Кришны. Таким образом Вы можете спровоцировать его начать вести себя вызывающе. Поэтому лучше просто предложить ему петь или повторять Харе-Кришна мантру, угощать Кришна-прасадам, пытаться мягко объяснять, что он не есть это тело, и просить сделать что-то для Кришны или для преданных. В последнем случае человек может даже не догадываться, что делает это для Кришны или для преданных — он в любом случае получит благо. Возвышенные же аспекты сознания Кришны лучше всего обсуждать в обществе чистых преданных.

 10. Сохранять материальные привязанности и не иметь твердой веры в воспевание Святого имени, даже услышав множество наставлений об этом.
Когда мы начинаем воспевать Святое имя, у нас в течение какого-то времени еще остаются материальные привязанности — к этому телу, вещам, родственникам, работе, положению, каким-то идеям и т.д. Все это связано с ложным эго «я» и «мое» — я брахман, моя семья, мои друзья, я мужчина, я женщина, я русский, я старший преданный и т.д. Если преданный снисходительно относится к этому, и не прилагает усилий, чтобы избавиться от этих привязанностей, несмотря на то, что знает, что они являются препятствиями, не дающими достичь чистой любви к Богу, то фактически он бросает упрямый вызов всем усилиям Святого имени помочь ему. Философия «Ну я же еще не чистый преданный…» порочна. Мы действительно в большинстве своем не чистые преданные, но мы должны всячески остерегаться иллюзии того, что это является оправданием наших материальных привязанностей. Поэтому нам следует обратиться к духовному учителю или старшим преданным за советом, как принять полное прибежище у Святого имени и занять все эти материальные вещи в служении Кришне. Как сделать это — см. Шаранагати Бхактивинода Тхакура.

   И последнее: Быть невнимательным при повторении Святого имени.
Святое имя — это Сам Кришна. И подобно тому, как оскорбительно заниматься посторонними делами, если к человеку пришли гости, для преданного оскорбительно отвлекаться на посторонние мысли, когда Сам Кришна милостиво приходит к нему в форме Святого имени.Шрила Бхактивинод Тхакур описывает три вида невнимательности. Первый — это безразличие или недостаточность решимости следовать садхане. Преодолеть это оскорбление можно, повторяя джапу вместе с преданными, имеющими вкус или твердую веру в повторение святого имени. Даже мгновения подобного общения с преданными невозможно переоценить — они глубоко останустся у нас в сердце, и будут источником решимости на протяжении всей жизни. Кроме этого см. другие вещи, описанные в предыдущей главе.Второй тип невнимательности — это лень или сонливость. По мере практики преданного служения сонливость уйдет. Нужно только поддерживать в себе стойкий энтузиазм следовать садхане. Шрила Бхактивинода Тхакур рекомендует культивировать в себе желание не тратить понапрасну ни мгновения времени. Такой энтузиазм, несомненно, позволит справиться с этим оскорблением.Третий вид невнимательности — это когда наш ум отвлекается на посторониие мысли. Пока наш вкус к святому имени еще не пробудился, какие-то яркие образы объектов материальных чувственных наслаждений, грубых или тонких, могут затмевать его. Поэтому лекарством от этой болезни является систематическое получениу «ударных порций» высшего вкуса — через чтение книг Шрилы Прабхупады, слушание нектарных лекций, участие в Вайшнавских праздниках и Вайшнавских фестивалях — региональных, Маяпурского (на Гаура-пурниму) или Вриндаванского (на Карттику). Шрила Бхактивинод Тхакур предостерегает, что невнимательное повторение святого имени подготавливает почву для совершения всех остальных оскорблений.Следует выучить десять оскорблений наизусть, и каждый день напоминать себе о необходимости их избегать. Преданные, живущие в храме, традиционно напоминают себе о необходимости избегать десяти оскорблений Святого имени каждый день во время утренней программы.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Яндекс.Метрика