Матаджи Урмила. Обучение детей разных возрастов.

Тот, кого мы зовем «ребенком» — это не кто иной, как душа, облаченная в определенный вид физической и умственной оболочки. Через понимание всех стадий, когда материальное тело ребенка растет и прогрессирует, мы можем помочь душе достичь окончательного освобождения.

Мудрец Чанакья видел эти стадии с точки зрения того, насколько ребенок может быть ответственным. Он писал, что до 5-ти лет от ребенка можно ожидать очень мало ответственности, поэтому нужно быть к нему снисходительным. От 5-ти до 10-ти лет детская ответственность потихоньку увеличивается, следовательно дисциплина и воспитание тоже увеличиваются. От 10 до 16 подростка нужно воспитывать «так строго, как тигра», чтобы он или она даже не подумали что можно быть безответственным. А после 16 вы должны относиться к нему как к другу.

Помимо дисциплины и ответственности, многое другое тоже меняется в процессе детского развития. Ребенок строит свое понимание реальности примерно так же, как строитель строит дом. Младенчество — это чистое поле для строительства. Затем дети накапливают идеи, события, модели поведения, как будто строитель собирает для дома кирпичи, стекло и дерево. Подросток, используя свой повзрослевший ум, пытается собрать воедино все свои детские восприятия, и так же строитель создает каркас дома, используя накопленный материал. Подросшие юноша или девушка вступают во взрослую жизнь, опираясь на приобретенный за детство опыт и взгляды, как будто жилец наконец-то въезжает в достроенный дом, устраивая все в нем по своему желанию.

Как мы можем быть уверены в том, что наше обучение детей духовным и материальным вещам соответствует тому, что им понадобится в будущем?

 

 

Место для строительства и фундамент

(От рождения до 5 лет)

Когда мы читаем, что Чанакья советует быть снисходительным к малышу до 5 лет, то может показаться, что он хочет, чтобы наши дети выросли избалованными тиранами. Но это не так. Скорее он говорит, что не нужно слишком опекать детей и требовать от них ответственности в этом возрасте. Они развиваются, когда учатся правильно кушать, когда убираются, когда видят уважительное отношение к храму. У таких маленьких детей уже могут небольшие обязанности по дому. Доктор Кевин Леман в своей книге «Как воспитывать детей не срываясь на них» советует, что 2-3-летним детям можно поручить такие дела, как помощь в сервировке стола, уборка своих игрушек. Четырехлетки могут разбирать сумки после магазина, или вытаскивать почту. На своем собственном опыте я убедилась, что большинство детей в 2-2,5 года могут тихо отсидеть всю лекцию, и потом уважительно кушать прасад.

Может показаться странным, что возраст, когда легче всего ребенка воспитывать – это такой возраст, когда может быть польза от физических наказаний (часто ошибочно принимаемых за воспитание). Но примерно с 2-ух лет и до 6-7 ребенка можно, например, наказать за нарушение правил дорожного движения, для того, чтобы он понял что это опасно, и дорога – это не место для игр.

Так как ребенок в этом возрасте еще не ходит в школу и у него нет особо много обязанностей, то он может проводить свое время, думая о качествах и играх Кришны. Главная цель ребенка — это создать фундамент своей будущей жизни. Он уже забыл все свои предыдущие жизни и деяния, и теперь идентифицирует себя со своим новым телом. Но наибольшее таинство материального мира в том, что он одновременно предназначен и для рабства, и для освобождения. Та же забывчивость, которая позволяет нищему забыть, что он в прошлом когда-то был царем, дает идеальную возможность ребенку забыть свои материальные желания. Прабхупада говорит нам, что безграмотность ребенка, и его невинность, позволяют ему легко принять любое учение. Поэтому, если невинный малыш с самого начала обучен любить Бога, его любовь никогда не опустится до вожделения.

И для малыша любить Кришну – это так легко и естественно! Он с удовольствием рассматривает картинки с изображением Кришны, слушает истории о Нем, и участвует в обсуждении простых тем.

 

Сбор строительного материала

(От 5 до 10 лет)

Обучение – это основной принцип воспитания для детей в возрасте от 5 до 10. В это время они получают свое начальное образование. В Ведической системе дети получали образование в школе, которая называлась гурукула. В течении этих лет, следуя советам Чанакьи, мы должны забыть про физическое наказание, но значительно увеличить дисциплину. Если дети не выполняют свои обязанности, то они должны знать, что это может привести к последствиям, таким, как стояние в углу несколько минут, или лишение какого-то времени на игры. Ребенок должен осознавать, что все плохие и хорошие реакции — это скорее естественный результат его собственных действий, чем результат наказаний и поощрений, налагаемых на него.

В школе ребенок формирует привычки и взгляды. Его жизнь должна быть настолько организована, чтобы он даже и не думал о том, чтобы поздно гулять, становясь неопрятным или невоспитанным, чтобы пропускать программы в храме или Кришна катху. Ребенок должен чувствовать, что большую и значимую часть его существования занимает служение Кришне и мысли о Кришне.

Что это даст ребенку? Это будет основой его жизни, которую он строит. И в отличие от строителя, который строит дом, ребенок не может знать что он построит в итоге. Поэтому родители и учителя должны очень осторожно выбирать знания и примеры, которые они дают ученикам младших классов. Ребенок в этом возрасте может принять огромное количество информации! Это хороший возраст для запоминания и исследования.

В возрасте от 5 до 10 часто кажется что у детей есть глубокое понимание вещей, но обычно это они просто повторяют услышанные истории, аналогии, объяснения.

 

Строительство каркаса

(От 10 до 16 лет)

Чанакья советует держать детей от 10 до 16 в ежовых руковицах, то есть в строгой дисциплине. Шрила Прабхупада называет этот период поворотным моментом жизни, и самым критическим. Теперь ребенок должен отвечать за свои поступки, слова и поведение. Прабхупада учит нас не портить детей западными идеями о свободе. Мы позволяем подростку самому нести ответственность за выполнение своего домашнего задания в срок, но мы не даем ему полную свободу, которая может привести его к серьезным нравственным ошибкам и иметь грустные последствия на всю жизнь. Например, с 10-ти лет, если это возможно, мальчики и девочки должны обучаться раздельно. Или, по крайней мере, контакт между ними должен быть минимальным. И они должны сами понимать важность разделения полов.

Подросток постепенно переходит от простого запоминания информации к ее обработке. Это не означает, что он перестает воспринимать новое знание, но он теперь больше заботится о переоценке знания, полученного в детстве и попытке приложить эти знания в реальной жизни. Часто подростки сталкиваются с дилеммой как разумно совместить знания, идеалы, мораль, жизненный путь и понимание Бога. Поэтому Прабхупада говорит нам, что эта стадия развития требует постоянного обучения философии и ее применения в жизни. Интенсивный курс Бхагавад-гиты, обучение логике и пониманию мира через призму духовного знания – это некоторые примеры занятий, при помощи которых родители и учителя могут помочь подрастающим детям понять цельность мира.

 

Заезд в новое жилье

(От 16 и старше)

К 16 годам дети уже умеют контролировать себя и свое поведение, поэтому мы постепенно начинаем относиться к ним, как к друзьям. Юноша (или девушка) с помощью взрослых и дисциплинированной жизни строят свой дом знаний и пониманий, начиная с подготовки места для строительства, затем строя фундамент и собирая строительный материал. Теперь он может въезжать и использовать свой дом так, как ему нравится – он может поселить в этом месте Кришну.

(Перевод с англ. Юлии Ивановой специально для сайта «Вайшнави»)

Урмила Деви Даси была инициирована в 1973 году, и с 1983 года занимается в ИСККОН образованием. Вместе со своим мужем и тремя детьми она живет в ИСККОН комьюнити в Хилсборо, в Северной Каролине,где заведает школой для детей 5-18 лет. Она автор учебника для школ-гурукул ”Дети Вайкунтхи”

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Яндекс.Метрика