История Божеств Шри Шри Нитай Шачинанданы. Часть 1

Шри Шри Нитай-Шачинандана. Фото бхактин Юлии

Шри Шри Нитай-Шачинандана. Фото бхактин Юлии

Вторая часть статьи
Предыстория

Когда Господь Чайтанья пришел в этот мир, по всей Навадвипе звучали святые имена. Воздух был наполнен звуками имени Кришны, словно, прежде, чем явиться в Своем прекрасном облике, Господь пришел в этот мир в форме мантры.

Потом эта лила повторялась многократно: туда, где Господь Чайтанья желал появиться в облике Божества, сначала приходили Его слуги и распространяли святое имя.

Так было и здесь, на берегах Черного моря. Всего тридцать лет назад здесь не было ни храмов, ни Божеств, но уже тогда в этих местах появились первые преданные, чтобы своей проповедью подготовить арену для грядущих игр Господа Чайтаньи.

Одним из первых был Васудева-датта Прабху. Еще в 1979 году, побывав в Москве, он познакомился с Петром Турчаниновым, у которого тогда действовала одна из первых в нашей стране нама-хатт. Петр жил в Панках, и программы в его квартире всегда собирали много народу.

Сам Васудева-датта жил в Крымске. Вернувшись домой, он продолжил общаться с московскими преданными, и те по почте присылали ему плакаты и записи вайшнавской музыки и лекций. А скоро у него появились единомышленники и в родном городе.

В 1980 году в Крымск приехал выпускник Красноярского художественного училища Иван Власов. У себя на родине он слушал лекции странствующего проповедника Экаты Прабху, который одним из первых принес святое имя в Сибирь. Но в Сибири уже становилось неспокойно: на преданных вовсю нападали в прессе, начинались вызовы в милицию, допросы… Одним словом, в воздухе запахло грозой. В 1981 году, незадолго до того, как Экату арестовали, из Красноярска вслед за своим другом Иваном Власовым в Крымск переехал Мучукунда Прабху, которому, как и Васудева-датте, суждено было сыграть немаловажную роль в распространении сознания Кришны в Новороссийске. В Красноярске Мучукунда проводил проповеднические программы у себя на квартире и то же самое стал делать и в Крымске. Народу на программах бывало не так много – человек по пять-десять – но этого уже было достаточно для киртана. Так в Краснодарский край пришло святое имя.

В 1982 году Васудева-датта перебрался в Новороссийск, и последующие несколько лет он и еще несколько преданных, появившихся здесь в том числе и благодаря его усилиям, организовывали программы в местных кружках йоги, проповедовали всевозможным эзотерикам и любителям Востока, и иногда собирались попеть киртан в Пионерской роще. Звуки святого имени становились все громче и громче…

В самом конце восьмидесятых в Новороссийск приехал с лекциями Ашутоша Прабху, который в то время активно путешествовал с проповедью по стране и основал не одну ятру. Его лекции, которые несколько дней шли в одном из городских общежитий, собирали много народу, и после его отъезда новороссийская община значительно выросла в размерах.

В 1989 году Общество сознания Кришны в Новороссийске было официально зарегистрировано. Таким образом, этот город стал одним из первых в СССР, где Движению Господа Чайтаньи был придан официальный статус.

Приход Господа Чайтаньи

Весной 1990 года из Советского Союза в Индию отправилась большая группа вайшнавов-паломников. Это был второй массовый выезд российских преданных в святые места; первый состоялся за год до этого. Именно тогда Васудева-датта Прабху и Мучукунда Прабху привезли с собой в Новороссийск Господа Чайтанью и Господа Нитьянанду.

Васудева-датта Прабху: «Во Вриндаване Киртирадж Прабху завел нас в комнату, заставленную Божествами, и велел выбирать. И мы выбирали. С нами пришли преданные из Сухуми; они, кажется, выбрали тех, что побольше. Мы же взяли самых красивых – которые нам особенно понравились. Все стали запугивать нас-зачем вы взяли Божеств. Нужен серьёзный стандарт поклонения. Вы просто сойдёте с ума и умрёте если будите неправильно поклонятся. Но я решил, будь что будет, рискну! Завернул Их в дхоти и повёз их домой».

Увы, устанавливать привезенных Божеств в Новороссийске было пока некуда. Хотя община уже достаточно разрослась, постоянного помещения у преданных не было. Программы проходили на квартирах. Обходились тем, что ставили на алтарь изображения Панча-таттвы и Гуру-Парампары и пели киртаны перед ними. А для Божеств пока соорудили небольшой деревянный ящик, и в нем Они мирно спали у Васудевы-датты дома, на неработающем холодильнике, ожидая, когда преданные предложат Им достойный храм.

И вот вскоре после возвращения из дхамы Мучукунда и Васудева-датта подыскали небольшой домик, который можно было снять за приемлемую цену. Располагался он на улице Шиллеровской и представлял собой полу заброшенное здание. И хотя храмом это сложно было назвать даже с большой натяжкой, святое имя и энтузиазм преданных творят чудеса!

Первое время в храме на Шиллеровской, 117 никто не жил, и вайшнавы собирались там только на вечерние программы. Приходили на арати, которые проводил Бхагавата Прабху (тогда еще просто бхакта Александр), и первый, кто приходил, отпирал дверь – все знали, что ключ хранится под камнем. Иногда готовили прасад, если находились продукты. Если не находились – не готовили, и программы проходили без прасада.

Спустя какое-то время преданные время от времени стали оставаться в храме на ночь. А потом стали поговаривать о том, что было бы неплохо, наконец, начать там поклонение Божествам. Действительно, что же это за храм без Божеств! Васудева-датта был категорически против. «Храм» напоминал проходной двор. Хотя иногда преданные и останавливались там на ночь, постоянного ашрама брахмачари еще не существовало.

Васудева-датта: «Я не хотел Их отдавать. Уж такое время было. В храме на Шиллеровской был проходной двор. Постоянно там никто не жил. И дверь не закрывалась. Ни дверь, ни окна. Целыми днями никого не было. Я, бывало, прихожу вечером, а там все открыто».

Потом приехал Акинчана-гочара, один из «ветеранов» Движения. Он долго подговаривал Бхагавату Прабху установить Гаура-Нитай, но тот, ни в какую не соглашался. Говорил, что обязательно должен быть стандарт поклонения, что нужен преданный, который возьмется каждый день готовить для Божеств, нужен пуджари, который будет Им регулярно служить… Сошлись на том, что Божества все-таки переедут в храм, однако никакого поклонения Им пока проводиться не будет. Они просто будут стоять, воодушевляя преданных Своим присутствием.

Но у Господа, видимо, были Свои соображения на этот счет. И когда через пару дней Бхагавата зашел в храм, он увидел, что Гаура-Нитай преспокойно стоят в алтаре. Акинчана-гочара сам провел церемонию «установления», омыв Господа купленным в магазине кефиром. Правда, после этого он целых три месяца пролежал с желтухой.

Так или иначе, Божествам начали поклоняться.

 

На Шиллеровской

Начало 90-х было временем во всех отношениях фантастическим. О тех годах вспоминают как о времени чудес и санкиртаны, фанатизма, экстаза и невероятных событий. Рассказывают, что в 1992 году, когда в Москву приехали «Гауранга бхаджан бэнд» и Бой Джордж (на тот самый легендарный концерт в «Олимпийском», собравший тридцать тысяч человек) и все преданные сорвались в столицу, в храме  осталось всего 2 человека, они продолжали поклонение Божествам. И вот когда в храме было мало людей,  вор проник внутрь и похитил с алтаря Господа Нитьянанду, думая, что Он из ценного металла. Преданные подняли на ноги милицию, и всего за три — четыре дня Нитьянанда вернулся на алтарь, а вор через неделю погиб в «разборке».

В храме постоянно жили несколько преданных-брахмачари разного возраста, а остальные приходили на утренние и вечерние службы. В общем и целом, храм был весьма обитаемым местом.

Матхурешвари-деви даси: «Я присоединилась к сознанию Кришны в 1993 году. Преданные снимали маленький домик на Шиллеровской, и на праздники туда набивалось по пятьдесят, по сто человек. В прихожей была кухня, тут же стоял шкаф с посудой и гамчхи сушились – все было очень по-домашнему. Туалет был на улице. Омывались тоже на улице. Спартанская жизнь. Была прихожая, алтарная и еще малюсенький домик, который называли “офисом”. В алтарной стоял алтарь. В те годы там жила Враджа-лила, ученица Индрадьюмны Свами,  и на алтаре висел фон, нарисованный ею…

Меня Божества сразу же сильно привлекли. К Ним можно было подойти близко: никакой дистанции не было – полка с Божествами открывалась и закрывалась шторкой, а внизу были ящики, где хранились одежды. Когда проходили воскресные программы, пол ходил ходуном – и Божества тоже. Киртаны были очень сладкие.

Мы в те времена служили на кухне. Я приходила после института, помогала готовить обеды, пиры… И не знаешь: идти на киртан – там так здорово! – или посуду помыть.

Между преданными были очень теплые отношения».

Как и везде в то время, в Новороссийске бурно развивалась проповедь. Одним из первых президентов новороссийской ятры был Сахадева Прабху, приехавший из Москвы, который установил правильные стандарты поклонения, организовал распространение книг, уровень приготовления прасада.

В 1993 по 1998  года президентом храма был Ишана пр, которого Гопал Кришна Госвами — зональный Джи-Би-Си,  направил из Сочи в Новороссийск.

Это было время интенсивного развития сознания Кришны в городе. Начались образовательные программы для преданных, все стали более серьёзно относится к своей духовной жизни, стали присоединятся всё больше и больше новых преданных. Развивались различные проповеднические программы. В больших количествах распространялся прасад; много лет в городе действовала благотворительная программа «Пища жизни». Преданные, команда энтузиастов – матаджи Рукмини-прия, Лила-ишвари, Дхармарупа Прабху, Ишана Прабху, Аха Прабху и др. – сами собирали на центральном рынке пожертвования, сами готовили кичри, чапати, пури, напиток, и сами же относили прасад в разные места в городе, чтобы раздать старикам и неимущим. Готовили поначалу на крохотной храмовой кухне. Потом, через несколько лет оборудовали отдельную кухню – на месте бывшей кладовой.

Аха Прабху и матаджи Лила-ишвари каждый день готовили прасад на распространение. Весь город знал их качори. Также некоторое время для программ «Пищи жизни» преданные арендовали кафе и однажды даже провели там праздник Джанмаштами. В год столетия Шрилы Прабхупады, когда преданные всей планеты проводили грандиозную программу «Пир на весь мир», в Новороссийске под руководством матаджи Рукмини-прии было приготовлено около двух тысяч порций прасада и роздано в парке Фрунзе. Там в концертном зале, было организованна большая концертная программа с участием преданных  региона и местных городских художественных коллективов.

Матхурешвари: «У Рукмини-прии были Божества Джаганнатхи. По субботам она проводила программы для преданных, и мы готовили сладкий дал. В ночь на воскресенье мы оставались ночевать у нее дома, готовили сладости, а на следующий день проводилась харинама. Брахмачари выезжали из храма, а мы от нее – и вместе проводили харинаму. Ишвара-парама и Лила-Мадхава готовили у себя дома: они делали шарики, которые потом раздавали на харинаме».

Каждый год, начиная с 1992, в Новороссийске проводилась Ратха-ятра. В самой первой, проходившей по городской Набережной, вместо колесницы преданные использовали паланкин, на котором несли храмовых Гаура-Нитай. Но уже в 1993 году появилась настоящая  колесница, и Господь Джаганнатха пришел, чтобы благословить горожан Своим милостивым взором. Несколько лет подряд городские власти разрешали проводить Ратха-ятру на центральной улице города, но впоследствии эти шествия стали проходить на Набережной. Ратха-ятры, как и все другие значительные события, такие как визиты Махараджей, собирали преданных не только из Новороссийска, но и из соседних крупных городов – Краснодара, Сочи, Есентуков и Ростова-на-Дону.

Ну и, конечно, всегда были харинамы. Харинамы и невероятное по своим масштабам распространение книг.

Матхурешвари: «В те годы все распространяли книги. И девушки рвались не замуж, а на санкиртану. Мне было семнадцать лет, и я спрашивала: а как же любовь? Мне отвечали: “Миссия духовного учителя, “Источник”, молоко на ночь – и никакой любви”. Все настраивались на жизнь брахмачари… Все было очень строго. Не знаю, хорошо это или плохо, но тогда были такие времена. Все рвались в храм, а если жили дома, то ежедневно приходили в храм на служение».

Бхагавата Прабху проводил по вечерам арати. Матаджи собирали на рынке пожертвования цветы и  каждый вечер делали гирлянды, мыли посуду в храме и готовили воскресные пиры… Одним словом, время было действительно невероятное!

Окончание

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Яндекс.Метрика